Lockheed Martin

Национальное управление по исследованию космического пространства (НАСА) выдало компании Lockheed Martin контракт на постройку прототипа пассажирского сверхзвукового самолета, передает ТАСС.

Lockheed Martin получила контракт на строительство «тихого» сверхзвукового самолета

Испытательный полет лайнера запланирован на конец 2021 года. Общая сумма сделки составила $247,5 млн. Разработкой займется подразделение компании под названием Skunk Works.

В основу проекта ляжет разработанная в NASA бесшумная технология преодоления звукового барьера. «Большинство современных самолетов-истребителей могут разгоняться до сверхзвуковых скоростей (свыше 1191,6 км/ч), но после пролета раздается оглушительный гул, вызванный так называемым звуковым ударом. Это и является причиной действующего запрета на совершение сверхзвуковых полетов самолетами гражданской авиации», пояснили в компании.
NASA и Lockheed Martin планируют "создать стандарт допустимого уровня шума" при переходе на "сверхзвук". "Lockheed Martin Skunk Works и NASA сотрудничают уже более десяти лет с целью построить следующее поколение коммерческих сверхзвуковых самолетов. NASA заключило с Lockheed Martin Skunk Works контракт в феврале 2016 года на создание предварительного проекта сверхзвукового демонстрационного самолета", - сказано в заявлении компании.

Основная цель проекта – создание летательного аппарата с технологией, позволяющей снизить шум преодоления звукового барьера, что в перспективе позволит использовать самолеты, оснащенные такой технологией над американским континентом. Полеты экспериментального самолета будут проводиться над несколькими выбранными американскими городами, после чего NASA планирует провести опрос их жителей и узнать, слышали они чего-нибудь. В агентстве надеются, что успешный эксперимент позволит снять давний запрет на полеты сверхзвуковых самолетов над сушей.

Для большинства коммерческих авиаперелетов вот уже почти полвека существует четкое ограничение скорости – 660 миль в час (около 1000 км/ч). С этой скоростью самолет стандартного размера, идущий на высоте 30 000 футов (около 9 км), преодолевает звуковой барьер и создает 30-мильный (48 км) непрерывный звуковой удар. В первом, приземном слое атмосферы возмущения при взлете и посадке самолета вызывают довольно неприятные последствия – стекла бьются, штукатурка трескается, а животные на фермах просто сходят с ума. В результате сверхзвуковые перелеты над территорией США находятся под запретом с 1973 года.

Конструирование нового воздушного судна будет проходить в Калифорнии. По задумке заказчика, это будет самолет, «способный подниматься на 16,7 тыс. метров и достигать скорости в 1512 км/ч». Длина экспериментального аппарата LBFD будет составлять 29 метров, или примерно размер небольшого бизнес-лайнера.

Отмечается, что звуковой удар при этом неизбежен, но конструкторы намерены уменьшить этот шум более чем наполовину (75 децибел).

По словам представителя компании Дэйва Ричардсона прототип создается для сбора данных, «которые будут определять решения, принимаемые в отношении будущего коммерческих сверхзвуковых полетов».

В настоящее время существуют лишь два сверхзвуковых пассажирских самолета, выпускавшихся серийно. Это советский Ту-144 (эксплуатировался с 1975 по 1978 год), и англо-французский «Конкорд» (совершал перелеты через Атлантику с 1976 по 2003 год).